Роберт Мосс о потере души
Howard Terpning "Шаман и его магические перья" |
Один из жизненных примеров утраты души - ситуация, когда для сохранения отношений человек вынужден отрекаться от части себя. Так может произойти в партнерских отношениях, но особенно в детско-родительских, ведь, в отличие от партнера, ребенок не может сказать родителю: "твое поведение неприемлемо для меня, я ухожу". Хотя, и в партнерских отношениях все не так просто. Социум часто оказывает давление в плане сохранения неприемлемых для человека личных отношений: "стерпится - слюбится", говорит пословица, призывая, фактически потерять часть своей души.
Похоже, что возвращение потерянной души - одна из основных шаманских целительных практик, решающая телесные и психологические проблемы в традиционной культуре ирокезов.
Как "возвращают" душу
Сандра Ингерман |
"Когда он входит в комнату, чтобы присоединиться к нам, вид у него неуверенный и обеспокоенный. Одна из гнетущих его проблем заключается в том, что, где бы он ни жил, он никогда не чувствовал себя комфортно. Он многократно переезжал с места на место, пытаясь найти такое, где бы он чувствовал себя «дома», но постоянно ощущал какую-то неустроенность и отправлялся на поиски другого места.
Путешествие для него я начинаю с обычной молитвы и встряхивания трещоткой. Я настраиваю своё намерение, чтобы отправиться туда, куда мне необходимо попасть, чтобы вернуть часть души, которая наилучшим образом послужит Эдварду в жизни.
Следуя за звуками барабана, я оказываюсь у дома на морском берегу. Светит солнце, влажный воздух напоен запахом соли.
Дом напоминает картинку Нормана Рокуэлла. Мягкие портьеры на окнах обрамляют идеально чистую гостиную. Я заглядываю внутрь и вижу кремовый ковер и массу удобной мебели. На стенах выстроилась галерея семейных фотографий. Я перевожу внимание на окружающую местность и вижу одноэтажные домики в калифорнийском стиле. Сейчас всё тихо, но я легко представляю, как здесь после школы малыши гоняют на велосипедах, а их папаши по выходным моют свои машины.
Четыре раза я повторяю своё намерение найти недостающие части души Эдварда. Это намерение заводит меня в дом. Я прохожу через прохладную узкую прихожую в веселую желтую кухню. Подойдя к черному ходу, я вижу Эдварда, который ставит палатку на заднем дворе. Этот девятилетний мальчуган выглядит вполне довольным. Я подхожу к нему и объясняю, что меня послали забрать его домой. Он отвечает без всяких колебаний: «Но я дома».
Я объясняю Эдварду, что время идет вперед и что ему уже не девять лет. Он взрослый сорокатрёхлетний мужчина. Маленький Эдвард слушает меня с несчастным видом, не проявляя ни малейшего интереса к тому, чтобы уйти отсюда.
— Но я люблю это место, — говорит он со слезами в голосе, —пожалуйста, не заставляйте меня уходить.
Я спрашиваю Эдварда, где его родители, и он вызывающе отвечает, что они переехали.
— Но они не могут заставить меня переехать отсюда, — добавляет он.
Мне становится ясной нынешняя дилемма Эдварда. Его родители оставили этот дом, который он очень любил, когда ему было девять лет, и часть его осталась здесь. С тех пор он никогда и нигде не чувствовал себя дома, потому что часть его никогда не покидала прошлого. В отличие от Эллен, которую я отыскала в тисках печального и одинокого места, маленький Эдвард живет в мире, который он искренне любит. Однако я терпеливо объясняю ему, что его истинное место там, где находится взрослый Эдвард, и, пока они разъединены, ни один из них не может быть по-настоящему счастлив.
Маленький Эдвард смотрит в сторону, обдумывая мои слова. Наконец Ребёнок спрашивает:
— Эдвард и вправду хочет, чтобы я вернулся?
Я заверяю его, что это так. Он спрашивает меня, как попасть обратно, и робко кладет свою руку в мою. Мы вместе машем руками, прощаясь с его домом, и возвращаемся в обычную реальность.
Я приветствую эту душу с возвращением домой и рассказываю клиенту о своем путешествии. Тронутый этими образами, он вспоминает, что его отца перевели из Лос-Анджелеса на восток, когда ему было девять лет. Он никогда не мог понять той безотчетной тяги, которая влекла его в Лос-Анджелес, так как у него никогда не было намерения жить там. Он был уверен, что часть его души, души маленького мальчика, оставалась в доме, который он любил".
Возвращение души - как это делается в практиках Майкла Харнера
К практикующему специалисту приходит клиент. После короткого рассказа клиента о своей проблеме и разговора, специалист начинает практику возрвщения души. Клиент ложится, а специалист настраивается на работу:После этого специалист ложится рядом с клиентом, прикасаясь к нему:
Путешествие начинается. Согласно этой методики, сам клиент не имеет доступа к утраченной части души, потому что он ее "потерял". Поиск и возвращение души - шаманская работа специалиста. Путешествие представляет собой переход в трансовое состояние под специальную музыку, наводящую транс, и действия специалиста по поиску и возвращению души, которые с точки зрения современной психологии назвали бы "управляемым воображением".
"Найденная" душа возвращается ее законному обладателю. Обычно через вдувание души в грудь и темя:
Что говорит гештальт-подход?
Фриц Перлз с куклой "маленького Фрица" во время проведения мастерской |
Описывая невроз Перлз приводил такой пример: лисица, чтобы выбраться из капкана отгрызает себе лапу, точно так же поступает невротик с частью своей личности. Чем это не описание "потери души"?
Тем не менее, можно предположить, что не любая отщепленная часть личности похожа на утрату души, а только такая, о существовании которой человек практически не помнит. Ведь одно дело, когда человек чувствует свою агрессию, злость, только выражать ее не может, а другое, когда внутренние агрессивные импульсы вообще не распознаются - человек не осознает своей агрессии.
Ситуация, в которой отделенная часть самости не опознается, требует более включенного участия терапевта. И его интуиция и чувствительность действительно играют огромную роль.
Почему традиционная практика "возвращения души" - не гештальт? И что гештальт-терапевт может понять из этой практики?
Ответ на этот вопрос кроется в различном понимании той внутренней силы, которая позволяет - если уж говорить на этом языке - найти и вернуть душу. Шаманы говорят о шаманской силе и духах-союзниках шамана. Гештальт верит в саморегуляцию клиента. Поэтому в гештальте клиент будет проделывать большую часть работы, чем это подразумевается в описанной выше практике. Что, на мой взгляд, очень важно - в гештальте кроме опыта исцеления клиент получает уверенность в своих силах и возможностях.Однако одно важно понять из изучения практик возвращения души: часть переживаний, осознаний и ресурсов практически недоступна самому клиенту - именно это и скрывается за формулой "потеря души". В определенной сфере чувствительность клиента к феноменам его внутреннего мира оказывается утраченной. И здесь оказывается очень важным чувствительность терапевта. Это со стороны действительно кажется "шаманством" - местами терапевт раньше самого клиента открывает отделенные части самости клиента и помогает прочувствовать и присвоить их клиенту.
Комментариев нет:
Отправить комментарий