среда, 3 августа 2016 г.

Сновидческие практики: возвращение души?

Роберт Мосс о потере души

Howard Terpning "Шаман и его магические перья"
"Ирокезы считают, что если мы потеряли сны, то потеряли часть души, ту часть себя, которая является сновидцем. Это серьезная проблема, потому что потеря души является основной причиной болезни, депрессий и спутанности сознания. Если вы потеряли жизненную энергию, волшебство уйдет из жизни. Иммунитет снизится, у вас будет истощение, вы не сможете чувствовать радость или любовь и в вас появится внутренняя пустота, которую вы, может быть, попытаетесь заполнить сладостями, алкоголем или какой-то другой зависимостью. Потеря души может убить вас, даже если у западных врачей нет названия для этого. В худшем случае вы можете присоединиться к процессии живых мертвецов, бредущих от одного бессмысленного рубежа к другому, играя роли, написанные для них другими людьми, не зная, кто они и почему пришли в этот мир" - так описывает ирокезские представления об утрате души Роберт Мосс - историк, журналист и практикующий исследователь традиционных сновидческих техник.  Депрессии, усталость, зависимости, эмоциональная замороженность, жестокость, психосоматические болезни - все это, возможно, с точки зрения традиционной культуры можно рассматривать как утрату души. Психологические и физические травмы, утраты, сильная душевная боль может привести к тому, что человек теряет себя и часть своей жизненной энергии. Это и есть утрата души.


Один из жизненных примеров утраты души - ситуация, когда для сохранения отношений человек вынужден отрекаться от части себя. Так может произойти в партнерских отношениях, но особенно в детско-родительских, ведь, в отличие от партнера, ребенок не может сказать родителю: "твое поведение неприемлемо для меня, я ухожу". Хотя, и в партнерских отношениях все не так просто. Социум часто оказывает давление в плане сохранения неприемлемых для человека личных отношений: "стерпится - слюбится", говорит пословица, призывая, фактически потерять часть своей души.

Похоже, что возвращение потерянной души - одна из основных шаманских целительных практик, решающая телесные и психологические проблемы в традиционной культуре ирокезов.

Как "возвращают" душу


Сандра Ингерман
Вот как описывает возвращение души Сандра Ингерман, ученица антрополога Майкла Харнера, адаптировавшего традиционные техники для современных людей. Это случай, когда Сандра работала с плотником по профессии Эдвардом, Душа которого "была захвачена моментом из собственного прошлого":

"Когда он входит в комнату, чтобы присоединиться к нам, вид у него неуверенный и обеспокоенный. Одна из гнетущих его проблем заключается в том, что, где бы он ни жил, он никогда не чувствовал себя комфортно. Он многократно переезжал с места на место, пытаясь найти такое, где бы он чувствовал себя «дома», но постоянно ощущал какую-то неустроенность и отправлялся на поиски другого места.
Путешествие для него я начинаю с обычной молитвы и встряхивания трещоткой. Я настраиваю своё намерение, чтобы отправиться туда, куда мне необходимо попасть, чтобы вернуть часть души, которая наилучшим образом послужит Эдварду в жизни.
Следуя за звуками барабана, я оказываюсь у дома на морском берегу. Светит солнце, влажный воздух напоен запахом соли.
Дом напоминает картинку Нормана Рокуэлла. Мягкие портьеры на окнах обрамляют идеально чистую гостиную. Я заглядываю внутрь и вижу кремовый ковер и массу удобной мебели. На стенах выстроилась галерея семейных фотографий. Я перевожу внимание на окружающую местность и вижу одноэтажные домики в калифорнийском стиле. Сейчас всё тихо, но я легко представляю, как здесь после школы малыши гоняют на велосипедах, а их папаши по выходным моют свои машины.
Четыре раза я повторяю своё намерение найти недостающие части души Эдварда. Это намерение заводит меня в дом. Я прохожу через прохладную узкую прихожую в веселую желтую кухню. Подойдя к черному ходу, я вижу Эдварда, который ставит палатку на заднем дворе. Этот девятилетний мальчуган выглядит вполне довольным. Я подхожу к нему и объясняю, что меня послали забрать его домой. Он отвечает без всяких колебаний: «Но я дома».
Я объясняю Эдварду, что время идет вперед и что ему уже не девять лет. Он взрослый сорокатрёхлетний мужчина. Маленький Эдвард слушает меня с несчастным видом, не проявляя ни малейшего интереса к тому, чтобы уйти отсюда.
— Но я люблю это место, — говорит он со слезами в голосе, —пожалуйста, не заставляйте меня уходить.
Я спрашиваю Эдварда, где его родители, и он вызывающе отвечает, что они переехали.
— Но они не могут заставить меня переехать отсюда, — добавляет он.
Мне становится ясной нынешняя дилемма Эдварда. Его родители оставили этот дом, который он очень любил, когда ему было девять лет, и часть его осталась здесь. С тех пор он никогда и нигде не чувствовал себя дома, потому что часть его никогда не покидала прошлого. В отличие от Эллен, которую я отыскала в тисках печального и одинокого места, маленький Эдвард живет в мире, который он искренне любит. Однако я терпеливо объясняю ему, что его истинное место там, где находится взрослый Эдвард, и, пока они разъединены, ни один из них не может быть по-настоящему счастлив.
Маленький Эдвард смотрит в сторону, обдумывая мои слова. Наконец Ребёнок спрашивает:
— Эдвард и вправду хочет, чтобы я вернулся?
Я заверяю его, что это так. Он спрашивает меня, как попасть обратно, и робко кладет свою руку в мою. Мы вместе машем руками, прощаясь с его домом, и возвращаемся в обычную реальность.
Я приветствую эту душу с возвращением домой и рассказываю клиенту о своем путешествии. Тронутый этими образами, он вспоминает, что его отца перевели из Лос-Анджелеса на восток, когда ему было девять лет. Он никогда не мог понять той безотчетной тяги, которая влекла его в Лос-Анджелес, так как у него никогда не было намерения жить там. Он был уверен, что часть его души, души маленького мальчика, оставалась в доме, который он любил".

Возвращение души - как это делается в практиках Майкла Харнера

К практикующему специалисту приходит клиент. После короткого рассказа клиента о своей проблеме и разговора, специалист начинает практику возрвщения души. Клиент ложится, а специалист настраивается на работу:

После этого специалист ложится рядом с клиентом, прикасаясь к нему:

Путешествие начинается. Согласно этой методики, сам клиент не имеет доступа к утраченной части души, потому что он ее "потерял". Поиск и возвращение души - шаманская работа специалиста. Путешествие представляет собой переход в трансовое состояние под специальную музыку, наводящую транс, и действия специалиста по поиску и возвращению души, которые с точки зрения современной психологии назвали бы "управляемым воображением".
"Найденная" душа возвращается ее законному обладателю. Обычно через вдувание души в грудь и темя:


Что говорит гештальт-подход?


Фриц Перлз с куклой "маленького Фрица"
во время проведения мастерской
В гештальт-подходе нет понятия потери души хотя бы потому, что нет понятия души вообще. Дезинтеграцию человеческой личности Ф. Перлз описывал через "отделенные части самости". Запрещая ребенку плакать или проявлять агрессию мы постепенно закрываем доступ к определенной части его переживаний и ресурсов. Скорее всего это скажется на душевном и физическом - через психосоматические симптомы - состоянии человека во взрослом возрасте. Кроме симптомов и телесных зажимов отщепленные части самости проявляются в сновидениях как правило в персонажах сна, наделенных этими качествами. Так что не удивительно, если тому, у кого в детстве подавляли проявления агрессии, будет видеть кошмары, где основные действующие лица - агрессивные чудовища.

Описывая невроз Перлз приводил такой пример: лисица, чтобы выбраться из капкана отгрызает себе лапу, точно так же поступает невротик с частью своей личности. Чем это не описание "потери души"?

Тем не менее, можно предположить, что не любая отщепленная часть личности похожа на утрату души, а только такая, о существовании которой человек практически не помнит. Ведь одно дело, когда человек чувствует свою агрессию, злость, только выражать ее не может, а другое, когда внутренние агрессивные импульсы вообще не распознаются - человек не осознает своей агрессии.

Ситуация, в которой отделенная часть самости не опознается, требует более включенного участия терапевта. И его интуиция и чувствительность действительно играют огромную роль.

Почему традиционная практика "возвращения души" - не гештальт? И что гештальт-терапевт может понять из этой практики?

Ответ на этот вопрос кроется в различном понимании той внутренней силы, которая позволяет - если уж говорить на этом языке - найти и вернуть душу. Шаманы говорят о шаманской силе и духах-союзниках шамана. Гештальт верит в саморегуляцию клиента. Поэтому в гештальте клиент будет проделывать большую часть работы, чем это подразумевается в описанной выше практике. Что, на мой взгляд, очень важно - в гештальте кроме опыта исцеления клиент получает уверенность в своих силах и возможностях.
Однако одно важно понять из изучения практик возвращения души: часть переживаний, осознаний и ресурсов практически недоступна самому клиенту - именно это и скрывается за формулой "потеря души". В определенной сфере чувствительность клиента к феноменам его внутреннего мира оказывается утраченной. И здесь оказывается очень важным чувствительность терапевта. Это со стороны действительно кажется "шаманством" - местами терапевт раньше самого клиента открывает отделенные части самости клиента и помогает прочувствовать и присвоить их клиенту.


Комментариев нет:

Отправить комментарий