Я наблюдал, как танцоры бальных танцев без подготовки начинают танцевать традиционное аргентинское танго: ломается сам рисунок танца и зрелище выходит не очень, скажем, эстетичное. И НЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ, самое главное!
Нечто похожее происходит, когда психологи используют техники, называемые шаманскими (или буддийскими, или дзенскими, или тантристскими - возможны варианты). Хочется сказать - "Парень, ты заигрался. Твоя база совершенно не подходит для медитаций в позе лотоса или танцев с бубнами. Это профанация и психотерапии, и традиционных культур. Ты просто пытаешься сделать себе рекламу, а делаешь антирекламу психологической практике".
Другое дело ассимиляция психотерапевтического содержания элементов традиционной культуры. Это как классическая балетная постановка в которую умело вплетаются движения и ритмы национальных танцев. Этим можно и нужно восхищаться, только это требует высокого уровня профессионализма, творчества и... высокого уровня общей культуры. Таких людей в психотерапии не так уж и много. Примерами для меня служат Арнольд Минделл и Фриц Перлз.
Для того, чтобы пойти их стопами нужно, на мой взгляд, придерживаться всего одного принципа - очень хорошо понимать, что ты делаешь как психотерапевт на каждом шаге техники, которая связана с традиционными культурами. Причем понимать на достаточно глубоком уровне теории той психотерапевтической модальности, в которой ты подготовлен. Обычно, если горе-"автору новой методики и городскому шаману" не хватает профессионализма он начинает говорить о "доверии процессу" и "доверии клиенту".
Замечательный гештальт-терапевт Ирэна Голуба, когда ее спрашивали, на что похож гештальт, она говорила что похож на крысу: "бегает по всей территории и крадет самые лакомые кусочки". Действительно гештальт имеет фантастический потенциал ассимиляции психологических техник и методик, элементов традиционной культуры, телесных практик и т.д. Только это очень большой вызов и большая ответственность для специалиста в гештальт-подходе.
Нечто похожее происходит, когда психологи используют техники, называемые шаманскими (или буддийскими, или дзенскими, или тантристскими - возможны варианты). Хочется сказать - "Парень, ты заигрался. Твоя база совершенно не подходит для медитаций в позе лотоса или танцев с бубнами. Это профанация и психотерапии, и традиционных культур. Ты просто пытаешься сделать себе рекламу, а делаешь антирекламу психологической практике".
Другое дело ассимиляция психотерапевтического содержания элементов традиционной культуры. Это как классическая балетная постановка в которую умело вплетаются движения и ритмы национальных танцев. Этим можно и нужно восхищаться, только это требует высокого уровня профессионализма, творчества и... высокого уровня общей культуры. Таких людей в психотерапии не так уж и много. Примерами для меня служат Арнольд Минделл и Фриц Перлз.
Для того, чтобы пойти их стопами нужно, на мой взгляд, придерживаться всего одного принципа - очень хорошо понимать, что ты делаешь как психотерапевт на каждом шаге техники, которая связана с традиционными культурами. Причем понимать на достаточно глубоком уровне теории той психотерапевтической модальности, в которой ты подготовлен. Обычно, если горе-"автору новой методики и городскому шаману" не хватает профессионализма он начинает говорить о "доверии процессу" и "доверии клиенту".
Замечательный гештальт-терапевт Ирэна Голуба, когда ее спрашивали, на что похож гештальт, она говорила что похож на крысу: "бегает по всей территории и крадет самые лакомые кусочки". Действительно гештальт имеет фантастический потенциал ассимиляции психологических техник и методик, элементов традиционной культуры, телесных практик и т.д. Только это очень большой вызов и большая ответственность для специалиста в гештальт-подходе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий