пятница, 12 августа 2016 г.

Психологическая травма и два мира

иллюстрация из книги
Д. Калшеда "Травма и душа" 
Эта эскимосская маска - резьба по кости - называется "сказитель". Одним глазом сказитель смотрит на окружающий мир, другим (закрытым) видит мир духовный. Идея, выраженная в этом предмете традиционного искусства очевидна: человек живет в этих обоих мирах. И если про окружающий мир все более-менее понятно, то понять, что такое мир духовный гораздо сложнее. В процессуальной терапии это, возможно, Dream Land - страна грез, аборигены Австралии стали бы говорить о "времени сновидений", которое присутствует и сейчас в каждой вещи как ее сущность. Дональд Калшед прямо говорит о "духовном мире" и пытается найти параллели в аналитической терапии. В православной картине мира - мир духовный это, оказывается, не один, а два разных мира (мир Божественный энергий и ангельский мир - различение, существующее только в Православии).

То, что человек живет одновременно в двух мирах, я впервые прочувствовал на западносибирской земле, встретившись довольно неожиданным образом с традиционной культурой народа ханты. Я к тому времени был преподавателем богословия и довольно много знал о невидимом мире и в известной мере - как практикующий христианин - осознавал его существование, но "почувствовать кожей", что твоя личность живет на грани этих двух миров мне удалось только там.





Существует и другой способ ощутить очевидность этого двойного существования личности - с ней сталкивается человек, переживший серьезную психологическую травму. Человек вынужден смотреть одним глазом наружу и одним вовнутрь, чтобы справиться с ее последствиями. Сны,иллюзии и галлюцинации, странные события и неожиданно открывшиеся способности - все это знакомый опыт для многих переживших психологическую травму.

Ощущение, что ты живешь на грани двух миров - амбивалентно. Это и тревожащий, пугающий мир и мир, наполненный удивительными ресурсами, помогающими не только пережить травму, но и получить бесценный опыт.

Так что в знаменитых словах героя Достоевского есть, хоть и болезненно выраженная, но глубокая мудрость. Свидригайлов говорит Раскольникову:

"Привидения — это, так сказать, клочки и отрывки других миров, их начало. Здоровому человеку, разумеется, их незачем видеть, потому что здоровый человек есть наиболее земной человек, а стало быть, должен жить одною здешнею жизнью, для полноты и для порядка. Ну а чуть заболел, чуть нарушился нормальный земной порядок в организме, тотчас и начинает сказываться возможность другого мира, и чем больше болен, тем и соприкосновений с другим миром больше, так что когда умрет совсем человек, то прямо и перейдет в другой мир"

Но с этим вторым миром связана не только смерть, в традиционных культурах к этому второму миру обращаются за поддержкой, чтобы полноценно жить. И те, кто помогал людям в том, чтобы установить связь с другим миром - сказители и шаманы - часто сами переживали травматический опыт и, преодолев его, становились посредниками для других членов общины.

Комментариев нет:

Отправить комментарий