Вместивший в себя бездну
Лежит перед нами мертвый,
И полотном со смирною обвитый,
В гробнице полагается как смертный - Бессмертный,
Женщины пришли помазать его миром,
Плача и горько взывая:
"Эта суббота - преблагословенная,
Та самая, в которую Христос уснул,
Чтобы на третий день воскреснуть"
(Кондак Великой Субботы)
В этом удивительном тексте Роман Сладкопевец описывает самую суть праздника Великой Субботы. Богослужение напоминает нам об историческом событии, произошедшем в Палестине более двух тысячелетий назад. Но кроме исторического, провиденциального и богословского смысла этот текст описывает и внутреннюю сновидческую реальность человека: Адам, символизирующий человеческое существование, находится в аду - мире "бездушных мертвых", месте где царит тьма, смерть, одиночество и отчаяние. До этой Субботы конфликт между стремлением к свету, райскому существованию и нахождению во тьме неразрешим: херувим с огненным мечом стоит у дверей Рая, и мир света в полной мере недостижим для смертного. Конечно, проблески света присутствуют в жизни, но в общем и целом - смерть и ад определяют человеческое существование. Внутренний конфликт - это конфликт между воспоминанием о Рае и стремлением к нему, с одной стороны, и далекой от райского существования реальностью внутренней жизни, с другой.
Но в эту Субботу все меняется. Внутренний конфликт становится иным. Его символ - положенный во гробе Бог. Гроб в палестинских реалиях того времени - пещера, в которую полагали в ткани, пропитанной миром, тело усопшего. Все персонажи страшной истории убийства Бога - тоже внутренние реальности человеческой жизни - предательство, сребролюбие, желание власти, но также и возмущение несправедливостью, преданнейшая любовь, не могущая смириться со смертью, и богопочитание, которое проявляется в невероятном - приготовлении к погребению и самом погребении Божественного тела.
Разрешение этого конфликта известно - смерть не смогла удержать Жизнь, тьма перестала быть тьмой, когда в ней появился Источник Света, Адам освобожден из темницы и теперь Райское существование - вновь реальность. Конфликт разрешается парадоксальным образом - смерть оказывается дверью в Жизнь, темница существования человеческой души оказывается местом встречи с Богом и после этого теряет способность что-то в себе заключать.
В этот день вся человеческая жизнь может быть изменена, обновлена и соединена с Богом. Это стало возможным благодаря удивительным событиям двухтысячелетней давности и теперь богослужение Великой Субботы - проводник в мир Воскресения для каждой человеческой души.
Лежит перед нами мертвый,
И полотном со смирною обвитый,
В гробнице полагается как смертный - Бессмертный,
Женщины пришли помазать его миром,
Плача и горько взывая:
"Эта суббота - преблагословенная,
Та самая, в которую Христос уснул,
Чтобы на третий день воскреснуть"
(Кондак Великой Субботы)
В этом удивительном тексте Роман Сладкопевец описывает самую суть праздника Великой Субботы. Богослужение напоминает нам об историческом событии, произошедшем в Палестине более двух тысячелетий назад. Но кроме исторического, провиденциального и богословского смысла этот текст описывает и внутреннюю сновидческую реальность человека: Адам, символизирующий человеческое существование, находится в аду - мире "бездушных мертвых", месте где царит тьма, смерть, одиночество и отчаяние. До этой Субботы конфликт между стремлением к свету, райскому существованию и нахождению во тьме неразрешим: херувим с огненным мечом стоит у дверей Рая, и мир света в полной мере недостижим для смертного. Конечно, проблески света присутствуют в жизни, но в общем и целом - смерть и ад определяют человеческое существование. Внутренний конфликт - это конфликт между воспоминанием о Рае и стремлением к нему, с одной стороны, и далекой от райского существования реальностью внутренней жизни, с другой.
Но в эту Субботу все меняется. Внутренний конфликт становится иным. Его символ - положенный во гробе Бог. Гроб в палестинских реалиях того времени - пещера, в которую полагали в ткани, пропитанной миром, тело усопшего. Все персонажи страшной истории убийства Бога - тоже внутренние реальности человеческой жизни - предательство, сребролюбие, желание власти, но также и возмущение несправедливостью, преданнейшая любовь, не могущая смириться со смертью, и богопочитание, которое проявляется в невероятном - приготовлении к погребению и самом погребении Божественного тела.
Разрешение этого конфликта известно - смерть не смогла удержать Жизнь, тьма перестала быть тьмой, когда в ней появился Источник Света, Адам освобожден из темницы и теперь Райское существование - вновь реальность. Конфликт разрешается парадоксальным образом - смерть оказывается дверью в Жизнь, темница существования человеческой души оказывается местом встречи с Богом и после этого теряет способность что-то в себе заключать.
В этот день вся человеческая жизнь может быть изменена, обновлена и соединена с Богом. Это стало возможным благодаря удивительным событиям двухтысячелетней давности и теперь богослужение Великой Субботы - проводник в мир Воскресения для каждой человеческой души.
Комментариев нет:
Отправить комментарий